Контроль расхода топлива при помощи системы спутникового мониторинга дает впечатляющие экономические результаты: от 15 до 70 процентов экономии затрат на ГСМ. Величина процента зависит от установившейся до внедрения системы мониторинга ситуации в компании. В итоге установка системы «окупается» всего за два-три месяца использования.
Расчет расхода топлива часто осуществляется математическим методом, путем умножения предполагаемого пробега на предполагаемый расход. Нормативный расход при этом и сведения о пробеге все время корректируются в связи с получаемыми данными об объездах, «плохих» дрогах, пробуксовке, устаревании машины, перегрузке и пр. Проверить реальное положение дел и правильность формулы расчета расхода топлива обычно невозможно. Единственный путь в таком случае – получение точной информации о пробеге или о фактическом расходе, и сделать это возможно лишь при помощи спутниковой системы мониторинга.
Есть несколько способов контроля расхода топлива при применении спутникового мониторинга. Простейший и экономичный метод – расчет расхода топлива на основе норматива с применением точных спутниковых сведений о пробеге автомобиля. Это потребует установки самой простой конфигурации спутниковой системы. Опыт применения систем мониторинга показывает, что 70-80% штатных одометров неисправны и показывают завышенный пробег. Следовательно, если расчет топлива ведется по путевым листам и пробегам, выплаты по израсходованному топливу значительно превышают фактические показатели. Система спутникового мониторинга показывает реальную точную информацию о пробеге, делая расчет, на базе данных со спутников, не поддающихся «скручиванию» (подтасовке). Для организации подобного учета не нужна установка дополнительных датчиков, но он действенен лишь на колесной технике, использование которой происходит только во время движения.
Нормативный метод расчета можно применить и на тракторной технике. С этой целью к системе подключается контроль моточасов, далее расчет производится на основе норм расхода на один рабочий час.
С целью более точного контроля расхода топлива осуществляется установка высокоточных профессиональных датчиков. Это датчики контроля объема поступающего в ТНВД топлива (ДРТ, расходомеры) и датчики контроля объема топлива в баке (уровня топлива, ДУТ).
При условии подключения к системе расходомера, к примеру, модели из Белоруссии DFM или из Швейцарии VZP с импульсным выходом, система спутникового слежения совершает точный расчет израсходованного ТНВД топлива за заданный период. Точность замера при этом максимальная, его погрешность не более 1%. Установка датчика производится в топливную магистраль, при этом обратка из расчета исключается либо при помощи модификации подачи топлива в процессе установки, либо дифференциальным («двойным») датчиком, самостоятельно производящим вычет.
Измеряющий уровень или объем топлива в баке датчик передает точные сведения о расходе топлива, о месте, времени и объеме заправки или слива. Система осуществляет расчет расхода топлива на базе информации об измерении уровня топлива в баке за заданный период. При этом точность датчиков с частотным выходом, используемых сегодня, (к примеру, Стрела-Ч), достаточно высока - погрешность определения объема заправки не превышает 1,5-2%. Возможна также установка ультразвуковых датчиков – для этого нет необходимости изменений в конструкции автомобиля, поскольку они крепятся с вешней стороны бака под днищем. Приборы Voyager 2VR 500 и Voyager ГЛОНАСС поддерживают подключение любых топливных датчиков, имеющих частотные, аналоговые, импульсные выходы.
Возможно также подключение к CAN-шине для считывания информации о расходе топлива из бортового компьютера автомобиля. В таком случае система получает доступ к обширной информации об объеме израсходованного топлива, изменениях уровня топлива в баке (формирование отчета о заправках и сливах), моточасах – на холостом ходу и рабочих, превышении температуры двигателя, его оборотах и пр. Следует при этом учесть, что данные из CAN-шины опираются на работу штатных датчиков автомобиля, которые в отдельных случаях на точные измерения не рассчитаны.